ЭТИ «ЛЕНИВЫЕ» МОНАХИ.

 История об игумене и «таксисте», которой больше 900 лет… Возможно, вы будете удивлены, но разговоры о «ленивых и праздных священниках и монахах» ведутся уже давно.
Если говорить о России, то можно даже зафиксировать первое письменное свидетельство такого «антиклерикализма». Оно датируется концом XI (!) века и зафиксировано в «Житие Феодосия Печерского», которое было написано преподобным Нестором Летописцем. Согласно этому документу, один из основателей русской монашеской традиции и Киево-Печерской лавры –– преподобный Феодосий Печерский (ок.1008 — 1074), несмотря на свое высокое общественное положение, имел привычку постоянно носить неприглядную, на вид –– прямо нищенскую одежду, чем нередко вызывал к себе презрение со стороны «обывателей». Но святой, зная об этом, не обижался, а наоборот –– радовался. Однажды, случилось так, что преподобный Феодосий отправился по приглашению к Киевскому князю Изяславу Ярославичу (1024–1078). Ехать пришлось долго –– властитель находился вне города. Святой пробыл у князя до позднего вечера. Чтобы уставший игумен мог отдохнуть за ночь, Изяслав распорядился доставить его обратно в монастырь на повозке. Нашли возничего. Немного отъехав от княжеского стана, тот, глядя на невзрачные одежды преподобного и не догадываясь, что везет игумена Киево-Печерской лавры, небрежно и чуть ли не ультимативно сказал: «Черноризец, ты всякий день празден, а я постоянно в трудах и не могу держаться на коне; поэтому пусть я усну в колеснице (повозке. –– Т. С.), а ты, так как можешь ехать на коне, сядь на коня». Учитывая свой статус и положение, Феодосий мог бы в ответ на это начать шуметь и возмущаться, но уставший преподобный смиренно сел на коня и повез возничего –– последний разлегся в повозке и почти сразу беспечно заснул. Всю ночь святой ехал, не останавливаясь. Когда его совсем начинало клонить в сон, он спускался и продолжал путь пешком, ведя коня под уздцы. Когда же уставали ноги –– садился обратно на лошадь. Но с наступлением рассвета один за другим по дороге стали проезжать вельможи, которые направлялись в княжеский стан. Каждый из них, видя великого святого, сходил с коня и с глубоким почтением кланялся игумену. Тогда Феодосий, чтобы уберечь возничего от возможных неприятностей (ведь кто-то мог доложить о том, как именно пришлось добираться до обители почетному гостю великого князя) решился наконец его разбудить, мягко и ласково сказав: «Чадо, вот уже день. Встань и сядь на коня». Каково же было изумление возничего, когда спросонья он увидел вокруг повозки высокопоставленных мужей, кланяющихся простому «черноризцу». Он мгновенно сел на коня и продолжил путь. И чем ближе они подъезжали к обители, тем больше людей встречалось им по дороге. И эти таинственные для возничего поклоны продолжались. Постепенно хозяин повозки осознал, что его «пассажир» — человек не простой, и его охватила паника. Он начал мучительно размышлять над тем, какой же после этой поездки разразится скандал и какое наказание затем обрушится на него. Но таинственный монах по прибытии в монастырь вежливо пригласил своего вконец растерявшегося спутника трапезничать, после чего отблагодарил его разными подарками и отпустил домой. Так, преподобный Феодосий не только не стал укорять извозчика, но и освободил его от всяких опасений своим добрым и гостеприимным обхождением. А возничий, думается, в конце концов догадался, кем же был на самом деле этот «ленивый монах в лохмотьях». Тихон Сысоев Сайт журнала «Фома»: http://foma.ru/vezhlivyie-lyudi.html Фото Елены Сысоевой (с) #Фома_чтение #Святые

Добавить комментарий