Как раскольники раскол раскалывали

9 мая многие информационные ресурсы опубликовали фотографию встречи Митрополита канонической Украинской Православной Церкви Онуфрия и «предстоятеля» Святейшей Церкви Украины (СЦУ) Епифания (Думенко). На фотографии видно, что они пожали друг другу руки. Естественно, это фото вызвало много вопросов прихожан как одной, так и другой Церкви. Мы постараемся ответить на вопрос, что же привело молодого Епифания к Митрополиту Онуфрию, про которого первый отзывался весьма нелестно.

Что произошло?

Молодой Епифаний – ставленник «патриарха» УПЦ КП Филарета (Денисенко), которого пожилой раскольник смог путем интриг навязать в предстоятели СЦУ вместо ставленника Порошенко – экс-митрополита УПЦ Симеона (Шостацкого). Порошенко рассчитывал продавить именно представителя канонической УПЦ на роль предстоятеля СЦУ, однако многоопытный в интригах Филарет смог реализовать свой сценарий, в результате Симеон получил лишь пост постоянного члена Синода СЦУ.

Порошенко остался у разбитого корыта, ведь задуманная как политический проект СЦУ так и не принесла необходимого электорального эффекта, и действующий президент проиграл предвыборную гонку молодому политику Владимиру Зеленскому. Это сильно ослабило позиции Епифания, которого «окучивал» Порошенко.

С другой стороны, это сразу же выдвинуло вперед Филарета, который остался неким «почетным патриархом» с изрядным влиянием на часть «архиереев» УПЦ КП. Ему изначально не сильно нравилась затея с томосом, но он был вынужден согласиться: в 2018-м году Порошенко всех рьяно убеждал, что сохранит за собой пост президента. Филарет протащил Епифания, рассчитывая остаться «духовным наставником» и серым кардиналом СЦУ. Но в Епифании проснулись собственные амбиции, греки и Порошенко не хотели иметь дела со своевольным Филаретом, у которого к тому же отвратительный послужной список и реноме. Кроме того, наличие «патриарха» с неопределенным статусом сильно смущало Поместные Церкви, когда возник вопрос признания СЦУ, как и факт рукоположения им Епифания. Тогда же возникла активно продвигаемая греками мысль о том, что мол, «нельзя вливать новое вино в старые меха», подразумевая молодого Епифания и старого Филарета. Что не могло не польстить молодому «митрополиту». В общем, «патриарх» превратился в «скелет в шкафу».

Разрыв между Филаретом и Епифанием стал лишь вопросом времени, и вот это время пришло. На 14 мая «почетный патриарх» разослал «архиереям» СЦУ приглашения на «торжественное молитвенное общение» во Владимирский собор, где хранятся мощи святого Макария, на день молитвенной памяти этого святого. Разослал на бланках Киевского патриархата, и, более того, не стал отправлять приглашение Епифанию. То есть проигнорировал предстоятеля СЦУ.

Проигнорировал предстоятеля СЦУ, того, кого хиротонисал Константинопольский Патриарх Варфоломей

В ответ сторонники Епифания в СЦУ назвали тех, кто откликнулся на приглашение Филарета, «сепаратистами». В частности, это написал «епископ» Адриан Кулик на своей странице в Facebook 10 мая: «Все архиереи понимают, что [Филарет] хочет восстановить ликвидированную УПЦ-КП. Также понимают, что восстановление УПЦ-КП – это раскол ПЦУ. Потому приедут по приглашению почетного патриарха Филарета лишь сознательные сепаратисты. Надеюсь, таких будет немного».

Но дальше – больше. В комментарии телеканалу 1+1 Филарет заявил, что «Киевский патриархат не ликвидирован. Ликвидировать его может лишь тот, кто его создавал». Епифаний в этой же передаче заявил: «путь в прошлое – это путь в изоляцию» – и пообещал близкое признание Поместными Церквями. Теперь – до конца года точно. Заметка на сайте телеканала называется многообещающе: «Филарет захотел восстановить УПЦ-КП и возглавить церковь вместо Епифания».

Уже 11 мая Филарет таки пригласил Епифания во Владимирский собор, но сделал это в весьма своеобразных выражениях: «До меня дошла информация из СМИ, что Вы выразили недовольство тем, что я не пригласил Вас на празднование памяти священномученика Макария, Митрополита Киевского. Причина заключается в том, что Вы, после избрания Вас предстоятелем ПЦУ, ни разу со мной не совершали Божественную литургию — на протяжении пяти месяцев. У меня возникла мысль, может, она ошибочна, что Вы считаете унижением для себя сослужить с патриархом Филаретом?»

Возможность контакта с канонической УПЦ может стать одним из козырей, которые сможет использовать Епифаний

Также Филарет заявил, что узнал о намерении Епифания провести богослужение в Мариуполе и «там собрать архиереев нашей Церкви, в противовес празднованию в Киеве, во Владимирском соборе, где находятся святые мощи священномученика Макария».

Раскрывшийся конфликт и привел молодого Сергея Думенко к Митрополиту Онуфрию, хоть совсем недавно он говорил о Предстоятеле УПЦ весьма нелестные вещи. Возможность контакта с канонической УПЦ может стать одним из козырей, которые сможет использовать Епифаний в конфликте с «патриархом» Филаретом.

Какие силы у сторон?

Теперь стороны выкристаллизовавшегося конфликта находятся в открытом противостоянии. На стороне Филарета – поддержка части авторитетных «архиереев», свой авторитет и опыт. Плюс – нельзя забывать, что Зеленский уже заявил, что получение томоса – это, прежде всего, личная заслуга Филарета. Увидев, как быстро тонет пароход Порошенко, «патриарх» почувствовал себя на коне. Вполне возможно, что Зеленский будет ближе к Филарету, чем к Епифанию. И, что немаловажно, на стороне Филарета так и не прекратившая деятельность УПЦ КП – эта религиозная организация так и не была юридически ликвидирована.

На стороне Епифания – «архиереи», недовольные Филаретом, в частности, выходцы из УАПЦ, которые откровенно ненавидели «патриарха». Плюс выходцы из УПЦ: Симеон и Александр Драбинко. Этим-то теперь деваться некуда, они сами себя загнали в западню. У Филарета их весьма откровенно ненавидят. Плюс – за Епифанием поддержка греков. Но греки – далеко, максимум, что они могут сделать – это отозвать томос, что сразу же ударит по авторитету Константинопольского Патриархата в мире, который и так после украинской эскапады пошатнулся. Вряд ли Епифания будет особо поддерживать и Порошенко, несколько разочаровавшийся в СЦУ.

Сейчас уже ряд епархий СЦУ поддержали Епифания: Черкасская, Херсонская и Харьковская. Сообщается, что 10 из 62 «архиереев» СЦУ заняли сторону «предстоятеля». Но это только небольшая часть, и далеко не факт, что этого хватит, чтоб перевесить сторонников Филарета.

Об этом же пишет известный православный блогер Александр Вознесенский и добавляет: «Мне интересно в этих условиях, как поведет себя Зинкевич, у которого огромный вес в УПЦ КП. По логике вещей, он против Епифания, и, вполне вероятно, поддержит Филарета (например, при условии, что он будет назначен в УПЦ КП преемником). Вообще, сегодня посещают меня мысли на тему того, не Зинкевич ли, который ищет власти, подбил Филарета на эту открытую конфронтацию с Епифанием. Если это так, то дело закончится расколом СЦУ. За Филаретом и Зинкевичем пойдет большинство, но те, кто уже заявили о вражде, УАПЦ и беглецы из УПЦ, не пойдут в УПЦ КП и, соответственно, либо обособятся в мелкую структурку, либо раздробятся, что более вероятно».

Почему это случилось?

Теперь стоит поговорить о глубинных причинах, подтолкнувших Филарета на открытое противостояние со своим же протеже.

Причины весьма тривиальны: это деньги и власть.

В соответствии с текстом томоса, все зарубежные приходы УПЦ КП должны отойти Фанару. А это львиная доля доходов всей СЦУ, ведь украинская диаспора побогаче жителей Украины. Расставаться с этими деньгами Филарету совсем не хочется. Он уже давно излагал пожелания реформировать прописанный греками устав СЦУ и не отдавать зарубежные приходы.

Вот что пишет Александр Вознесенский, который детально проанализировал мотивацию сторон в конфликте: «[Филарет] знает, что ситуацию с признанием СЦУ можно было решить лишь наскоком и неожиданностью – все сделать настолько быстро, чтобы никто даже не успел опомниться. Но план треснул – время упущено, Поместные Церкви начали приходить в себя, проверять все то, что им наплели в Конст. П., увидели, что никакого исцеления раскола не происходит, и поэтому отворачиваются массово от проекта Варфоломея. Он прекрасно понимает, что томос могут отозвать.

К тому же жадный Варфоломей взял непомерную мзду – помимо того что он доил Порошенко, он оттяпал у УПЦ КП все зарубежные приходы, а это очень даже немало. Очень! Это множество храмов в Европе, Австралии, США и Канаде. И вот Филарет видит, что признания нет, далее последует собрание Церквей, и томос можно будет выбросить на помойку. Он, предвидя ситуацию, пытается вернуть хотя бы вложенное – вернуть приходы, убрать зависимость от Конст. П. в Уставе и проч. Это на самом деле ОЧЕНЬ грамотный ход».

Следует понимать, что нельзя исключать и отзыва томоса: опыт Румынской и Болгарской Церквей и Западноевропейской архиепископии Русских Церквей показывает, что Фанар может все-таки отозвать документ. Правда, это ударит по авторитету фанариотов.

Понимая все риски, висящие над СЦУ, Филарет решает заняться реанимацией УПЦ КП, на всякий случай, как запасной аэродром: и президент сменился, и греки далеко, и деньги очень нужны. Но Епифаний оказался не готов к смене концепции и встал «в позу», играя на стороне фанариотов и против духовного наставника.

Епифаний оказался не готов к смене концепции и встал «в позу», играя на стороне фанариотов

Александр Вознесенский написал и об еще одном, возможно, авторе сложившегося конфликта: «По моему глубокому убеждению, деда Филарета на войну с Епифанием подтолкнул не кто иной, как Михаил Зинкевич. Он имел все шансы стать главой СЦУ на объединительном соборе, но от него потребовали снять свою кандидатуру с голосования. Теперь же бунт руками Филарета – это единственный и последний шанс получить власть в структуре.

Так вот, примечательно, что заявление о том, что УПЦ КП не ликвидировано, Филарет сделал в день рождения Зинкевича и перед этим отправил ему поздравление, которое на следующий день было опубликовано на официальном сайте УПЦ КП.

Эдакий подарок ко дню рождения? Прими в подарочек власть в структуре! Оригинально.

Если это действительно так, то это значит, что в данном случае не идет речь о борьбе Филарета против Епифания, а нужно рассматривать это как Филарет+Михаил Зинкевич против Епифания»

В любом случае перспективы СЦУ сейчас весьма туманны. Вот что пишет ее сторонник Дмитрий Горевой на сайте «Левый берег»: «Если победит партия Филарета, тогда большая часть или вся ПЦУ вернется в раскол, а ее томос Константинополь отзовет. Выиграет от этого Московский Патриархат, а идея украинской автокефалии если не навсегда, то надолго останется скомпрометированной. Более того, такие действия нанесут серьезный урон по позициям Вселенского Патриархата, а в Православии усилится влияние РПЦ».

А вот что пишет известный сторонник СЦУ Юрий Черноморец для сайта «Тексты»: «В целом линия поведения патриарха Филарета непонятна для Поместных Православных Церквей. Он сам выдвигал митрополита Епифания, настаивал на необходимости его избрания, затягивал процесс созыва Собора ради того, чтоб как можно меньше епископов от УПЦ МП пришло на Собор». И далее: «проблемы уже сами по себе дискредитируют Украину как державу и украинцев как нацию, демонстрируя нашу неспособность к рациональному поведению в течение хотя бы некоторого значимого периода времени».

Хуже всего для СЦУ то, что об этом скандале уже пишет иностранная пресса: известный греческий ресурс Romfea, освещающий события в православном мире, уже разместил статью с говорящим названием: «Филарет: восстанавливаем Киевский патриархат – ответ митрополита Епифания».

Хотелось бы верить, что Патриарх Варфоломей уже сотни раз пожалел, что связался с украинскими раскольниками, и у него забрезжила мысль о необходимости прекратить авантюру. Иначе у Константинопольского Патриархата будут очень большие проблемы. Ведь для Филарета, это «мощного старика», решившего погубить свою душу весьма оригинальным методом, это еще не конец.

Александр Коваль

14 мая 2019 г.

Источник

Добавить комментарий