О вечном двигателе человека.
Вы встречали в своей жизни человека, который ни во что не верит? Я – нет. Потому что вера есть совокупность незыблемых с точки зрения своего носителя убеждений. Люди верят в реальность вокруг, в свойства тех или иных вещей, в других людей, наконец…
Человек, проводящий жизнь определенным образом, с завидными постоянством и настойчивостью верит, что так – правильно. Тысячи выходящих на митинги людей верят в правильность своего выбора и того лидера, за которым они пошли. Человек верит в закон, науку, светлое будущее, общечеловеческие ценности, потому что вера заложена в его природе. Это не психология, а устройство нашего существа.
Феномен веры ломает ограниченный стереотип о рациональном устройстве мира. Вера заставляет человека к чему-то стремиться. Откуда она берется? Физиология? Инстинкт? Веру можно отнести к категории высшего порядка проявления человеческой сущности. Действительно, можно двигать горы, то есть добиваться почти невозможного с точки зрения «охранительного» страха, который часто побеждает в людях. «Как у него получилось? Как он смог?» – часто можно слышать недоуменные, удивленные, восторженные возгласы людей о себе подобном, добившемся, на их взгляд, немыслимого. Всё как раз очень логично. Бог так устроил человека, что он не движимое инстинктами животное, а творческое существо, просто не способное жить без устремлений.
Не верьте тем, кто говорит, что ни во что не верит. Это лукавство, даже, скорее, горькое заблуждение не понимающего до конца свою природу человека. Если воспринимать себя как набор органов, костей и кожи, действительно как-то не получается проникнуть разумом в суть многих вопросов. Но даже прожженные атеисты, к удивлению, могут быть настолько активны, что понимаешь: у них крепкая вера. Их вера есть убежденность в своей позиции, и именно эта вера постоянно двигает их спорить, доказывать свою правоту.
Но если человек имеет в себе свойство веры, а мы, как христиане, верим в Бога, то логично, что по-настоящему это качество-феномен раскрывается только в случае полного и глубокого принятия объекта веры. Когда матерый рационалист ставит свечку в храме «на всякий случай» и «потому, что помогает», очевидно, что он имеет веру в нечто невидимое и всесильное. И на самом деле большинство людей верят в невидимое, не углубляясь в суть, заблуждаясь, находя для себя отговорки о том, почему же их вера хоть и имеет место быть, довольно поверхностна.
В таком случае миссию жизни человека как существа можно рассмотреть как раскрытие в себе потенциала веры. Звучит внезапно, да? Христианин, как это говорится, должен «укрепляться» в вере, то есть усиливать свои убеждения за счет религиозного образования, молитвы и Таинств как опыта мистического общения с невидимым, наблюдая опытным путем проявления действий Бога в материальном мире. Чем крепче наша вера, тем ближе мы будем становиться к Господу, потому что внутренняя убежденность, подкрепленная реальным опытом общения с Ним, двигает нас вперед, к новым вершинам, в счастливую вечность.
Но если человек, как он утверждает, не верит в Бога, не хочет слышать от вас и слова, так пресытившего его слух о необходимости ходить в храм… спросите его, во что он верит. Задайте вопрос, что для него есть настоящая ценность. Узнавайте вместе с ним, во что он действительно верит и что заставляет двигаться его по жизни. Расскажите ему о вере как феномене всей цивилизации, приведите примеры из жизни тех, кого считают успешными. Ведь они также двигаются благодаря заложенному в человеке свойству верить. Помогите собеседнику понять, что же такое вера в общем, как она помогает в жизни, и покажите, что же такое христианская вера, которая выводит человека за рамки видимого мира и временное пространство. Скажите, что наша вера – в вечное счастье.
Пусть ваш успех и не будет моментальным, но именно так вы имеете большой шанс посеять семена веры в сердце другого человека. Ведь, прежде чем проповедовать о Христе человеку неготовому и предубежденному, пожалуй, стоит рассказать ему, что же вообще двигает человека последовательно действовать иррационально.
Владимир Басенков
Поднимите сейчас глаза к небу: солнечно ли? Или хмурятся тучи сегодня, на Ильин день? Наши предки считали, что от того, что происходит на небе в этот день, зависит наше будущее — урожай на грядущий год. А воздушно-десантные войска России выбрали именно пророка Божьего Илию своим покровителем и сегодня также отмечают свой праздник.
Библия подробно описывает эпизоды его борьбы с развратительницей Иезавелью, причем борьбы, проводившейся на глазах у всех: это было крайне важно, чтобы нестойкие не пошли следом за всесильной, жестокой и коварной царицей, по сути уничтожавшей не только любые нормы нравственности, но и саму веру в Бога. Это было крайне важным — доказать колеблющимся или слабым, готовым последовать за Иезавелью, что Господь считает этот путь гибельным. Что правда, а, значит, и сила, за Богом, а не за могущественной развратницей. Именно в этом и заключался смысл удивительных чудес, явленных по вере пророком Илией во время его противостояния сторонникам богомерзкого культа Ваалу. Конечно, Бог нечасто являет Свои чудеса с зримой, неоспоримой форме — например, возжжение огня по молитве, вопреки очевидным законам природы; или дождь, прекративший долгую засуху; жизнь в пустыне, когда пищу тебе приносят птицы небесные; и неистощимость запасов, когда о них заботится Сам Господь. Даже воскресение уже умершего! Все эти чудеса из жизни пророка Илии бережно описаны в Библии. И эти страницы Библии, конечно, не могли оставить наших предков равнодушными. Ведь такая очевидность в явленности чудес — вещь крайне редкая: Господь никому не навязывает Свое могущество. Но уж если подобное и случается, память хранит такие эпизоды веками — мы все, увы, маловеры, наша вера слишком часто нуждается в подпорках чуда. И мы восхищаемся теми, кто сподобился быть к этим чудесам причастным. Конечно, наши предки понимали и суть противостояния Илии, почитали его цельность, решимость, стойкость. Бесспорно, их пленяло и то, что Илия пророк был борцом за справедливость. Наверное, все вместе это и сделало далекого пророка таким родным: грозным, всесильным (дождь и гроза ему подвластны!), но одновременно и домашним, допущенным во все уголки народной жизни.