Проповедь митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко) произнесенная в Флоровском монастыре г. Киева 4 ноября 1990 года.
«На Украине вновь появились раскольники, называющие себя автокефалистами, терзающие Церковь Христову, разрывающие ее на части. Что ж представляют собой эти раскольники, которые откололись не только от нашей православной церкви, но и от всего православия? К ним относятся слова апостола Иоанна Богослова: «Они вышли от нас, но не были нашими».
История Украинской Автокефальной Православной церкви началась не с Владимира, как они утверждают. Это ложь. Их церковь берет начало со времен революции. В 1921 году они впервые собрались и объявили себя независимыми, автокефалами.
Что из себя представляют их епископы? Епископы эти – миряне, которые надели на себя священные облачения. А их первый так называемый митрополит Василий Липковский! Кто его рукополагал? Рукополагали его миряне в Софийском соборе. И как может мирянин поставить епископа? И какие могут быть таинства, совершаемые ими?
Теперь возьмите нынешних епископов УАПЦ. Кто такой Мстислав Скрыпник, который объявил себя патриархом всея Украины? Это – лжепатриарх, которого всемирные православные церкви также не признают епископом. Он не имеет никакого общения со Вселенской Православной Церковью. Ни один патриарх восточный не признает этого Мстислава Скрыпника. А Иоанн Бондарчук, бывший епископ Житомирский, которого Поместный Собор РПЦ лишил епископства, священства и монашества! Он фактически является мирянином, потому что его лишили всего за тот раскол, который он учинил в церкви. Чем руководствовалась наша Церковь при этом? Священными канонами.
Но автокефалисты говорят, что им не нужны каноны, что у них есть свои.
Отвергают апостольские правила, апостольские законы и говорят – сейчас новое время, и нужны другие каноны. Какие же? Вот в 1921 году они и придумали каноны, что епископ может быть женатым, что священники могут жениться дважды и трижды, что церковью управляет не иерархия, а миряне, как у протестантов. То есть нарушили тысячелетнюю структуру канонов церкви. И поэтому все таинства, которые они совершают, являются безблагодатными. У них нет святого мира. А если нет святого мира, то благодать Святого Духа при крещении не дается.
И грехи там, у автокефалистов, отпускаться не могут. Потому что мирянин не может этого сделать, но только священник или епископ. Таинство причащения тоже недействительно. Это не Тело и Кровь Спасителя, а простые хлеб и вино. И поэтому никто не должен соблазняться этой автокефалией. И вообще эта церковь создана не для спасения человеческих душ, а для того, чтобы бороться, быть политическим инструментом против Москвы. И Петлюра, который в 1919 году объявил об автокефалии украинской православной церкви, сказал, что нам нужна такая церковь, которую мы могли бы в определенное время использовать для борьбы с Москвой. Вот для чего нужна эта автокефализация церкви!
Вы, может, слышали из уст некоторых депутатов, что нам нужна национальная церковь. Хорошо. Наша Церковь и есть национальная: Украинская Православная Церковь. Но мы находимся в единении со всей семьей православных церквей, находимся в единстве и с Московским Патриархатом, и с Константинопольским, и с Болгарским, и с Румынским, и с Грузинским, и со всеми находимся в молитвенном каноническом общении, потому что мы верим в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. А все, кто отрывается от этого Тела, как автокефалы, подобные ветке, которая обломилась от дерева и рано или поздно засохнет, потому что нет в ней живительных соков. Господь сказал : «По плодам их узнаете их», а плоды этой автокефальной церкви – безблагодатные. И кто соединится в ней – будет раскольником».
Источник