Патриарх Сербский Ириней отказался признавать украинских раскольников, которых пытается легализовать Константинополь. «Мы их не знаем и не будем знать», — настаивает Предстоятель, обличая при этом Патриарха Константинопольского Варфоломея в стремлении стать «православным папой».
Сербская Православная Церковь не признаёт и никогда не признает легализации раскола на Украине, как не признаёёт притязаний Константинопольского Патриарха Варфоломея на статус «православного папы», заявил Патриарх Сербский Ириней.
В интервью изданию «Политико» Патриарх Ириней напомнил, что Сербская Церковь быстро и резко отреагировала на нарушение священных канонов. «Мы не против ни греков, ни против русских, ни за греков, ни за русских. Мы за соблюдение священных канонов и многовекового порядка», — отметил он.
Конечно, пояснил Предстоятель Сербской Церкви, сербские христиане выступают за русских и Русскую Церковь, поскольку они веками помогали братскому народу. И с уважением относятся к Константинопольскому Патриархату как к своей Церкви-матери. «Но Сербская Церковь не примет православного папу», — настаивает Патриарх.
Сербская Церковь также не признаёт попыток легализации раскола на Украине и осуждает амбиции в канонической сфере. «На Украине есть собственная каноническая Церковь, есть ее законный Предстоятель — Митрополит Онуфрий. Мы не знаем других и не будем знать», — настаивает Патриарх Ириней.
Говоря о каноничном статусе Украинской Церкви, обладающей широкой автономией в составе Московского Патриархата, он напомнил, что в состав Сербской Церкви входит Православная Охридская Архиепископия — автономная структура, действующая на территории Македонии, и с точки зрения канонов и возможности для спасения верующих с этим нет никаких проблем — каждый, будь он сербом, македонцем, болгарином, цыганом, греком или северокорейцем, может приступить к Святому Причастию. И не существует никаких оправданий для вмешательства на каноническую территорию Сербской Церкви, настаивает Патриарх Сербский, сравнивая подобное вмешательство с натовскими бомбардировками Югославии во время операции «Милосердный ангел».
Ранее Патриарх Сербский Ириней неоднократно выступал за то, чтобы вопрос о церковной ситуации на Украине был вынесен на Собор Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей. Предстоятель Сербской Церкви посвятил свое Рождественское послание 2019 года трагедии Украины, отметив, что политики при поддержке Константинополя лишь ухудшили ситуацию в стране.
По мнению Патриарха Иринея, если исключить из украинской ситуации политику, то «канонический момент очень ясен». «Всё пошло не так. Константинопольский Патриарх взял на себя право по-своему решать вопрос, который был решен 300 лет назад. Реальные причины этого носят не канонический, а, скорее, политический характер. Стремление одной части сильных мира сего получить лучший контроль на этой земле. На этот путь встал и Патриарх Константинопольский, ни с кем не посоветовавшись и, вероятно, в согласии с некоторыми другими силами этого мира. Насколько мы видим, до сих пор это решалось самым катастрофическим способом. Таким образом, раскол на Украине будет узаконен и продолжен», — предупреждал он.
Напомним, Патриарха Константинопольского Варфоломея неоднократно упрекали в папизме — стремлении присвоить себе абсолютную власть во Вселенском Православии, включая право вмешиваться в дела других Поместных Церквей.
При этом, отмечают специалисты в области церковной истории и канонического права, Константинопольский Патриарх традиционно считается «первым по чести среди равных» ему Предстоятелей других Церквей, но не первым по широте полномочий. Мало того, настаивал Архиепископ Калмыцкий Юстиниан в эксклюзивном интервью Царьграду, Патриарх Варфоломей присваивает себе права самодержцев Восточно-Римской (Византийской) и Российской империй.
После падения Византии, пояснил Архиерей, вся полнота прав византийского императора по управлению Церковью в масштабах всего православного мира перешла к русскому государю. Николай II был последним царем независимого православного государства, и после его кончины в каноническом праве образовалась лакуна, связанная с межцерковным отношениями. Ответственность за эти вопросы, говорит Архиепископ Юстиниан, лежала не на Константинопольском Патриархе, а на императоре. И теперь ввиду отсутствия такового это должно стать предметом общецерковной дискуссии с целью выработки новых канонических норм.
Источник