Мне часто приходится исповедовать людей, которые На вопрос «Когда причащалась?» отвечают:
— Неделю назад, батюшка.
А начинаешь проверять, спрашивать главные грехи (они обычно у каждого есть):
— С мужем венчалась? — Нет.
— Каялась ли в этом?
— Нет. Многие тогда не венчались. Только в загсе расписывались.
— С другими мужчинами жила?
— Да, жила.
— А сколько их было?
— Ну, сколько… двадцать… Или слышишь:
— Где-то пятьдесят, сто.
— А на исповеди говорила об этом?
— Меня не спрашивали.
— Аборты?
— Были.
— Сколько?
— Много. Пятьдесят.
У меня даже были такие старушки на исповеди, которые по семьдесят-восемьдесят абортов сделали за жизнь.
— Каялась?
— Нет.
— А в чем ты тогда на исповеди перед причастием каялась?
— Так нас никто не спрашивал.
— Ты что, своих грехов не чувствовала?
— Ну, говорила, что возмущалась, осуждала, с мужем ругалась, обижалась на него, соседку осуждала: гуляет много.
Комара оцеживаем, а верблюда поглощаем. Вот это страшно! Такой человек, когда приступает к Чаше и принимает в свои уста Творца вселенной, Бога, причащается недостойно, ангелы лишают его причастия. После причастия в своей грешной душе он не чувствует ни радости, ни мира, ни благодати. Наоборот, становится раздраженным, вспыльчивым, резким. Приходит домой — все в разные стороны летит.
У апостола Павла написано в послании к Коринфя-нам: многих недостойно причастившихся постигают болезни, внезапные смерти, вечное осуждение (1 Кор.11, 29-30). Например, мать причастилась в осуждение, пришла домой, снимает пальто: «Дочка, приготовила кушать?» — «Мам, я не готовила…» — «Как так?! Ты что здесь делала?» И начинается шум и скандал. Конечно, этот человек не способен принять в себя Живого Христа. В такую нераскаянную, грязную душу Господь войти не может.