Кто-то из мудрых людей сказал: жизнь — это как супермаркет, набирай, сколько можешь, но помни, что в конце тебя ждет касса. Поэтому надо понимать, что ты набираешь: какой груз ты понесешь, и что вся жизнь твоя в конце будет оценена. Поэтому надо взвешивать: свои слова, поступки, мысли и дорожить каждым днем, данным нам Богом.
Однажды в Псково-Печерском монастыре, когда мне было около 30 лет, а отцу Иоанну Крестьянкину 82-83 года, неожиданно для себя я задал ему такой вопрос: «Батюшка, а Вам жизнь показалась длинной?»
Мне тогда казалось, что 82 — это целая бесконечность. Отец Иоанн, не ожидавший такого вопроса, ответил: «Такое впечатление, что только начал что-то, сделал что-то — и жизнь прошла».
Человек, проживший восемь десятков лет, совсем не заметил длинноты жизни. Получается, что жизнь ускользает сквозь пальцы, как вода. И тогда я подумал, что время надо наполнять содержанием. Молодому человеку кажется, что жизнь такая длинная, все еще впереди, подумаешь, проспал до часа дня, все равно будет следующий день, следующая неделя. Пожилой человек уже понимает, что жизнь не так и длинна.
Если мы возьмем среднюю продолжительность жизни, то самая высокая сейчас в Японии — 78 лет. У нас продолжительность средней жизни у мужчин 58 лет.
Спросите о ценности месяца у безалаберного студента, который целый год ничего не делал и поэтому не сдал сессию. Спросите об этом же мать, чей ребенок родился недоношенным на один месяц. О ценности недели спросите у редактора еженедельного журнала. Спросите о ценности одного часа у влюбленных. О ценности минуты спросите у опоздавшего на поезд. А что такое ценность одной секунды? Знаю многих людей, которые говорят, что если бы еще одна секунда, и случилась авария. О миле секунды мог бы рассказать сочинский бобслеист, которому ее не хватило, чтобы стать золотым призером.
Иоанн Лествичник говорит, что даже у древних греческих философов было сказано: «Невозможно провести день благочестиво, если ты не считаешь этот день последним в твоей жизни». Казалось бы, парадоксальная и пессимистическая мысль. Но если человек, проснувшись утром, сразу подумает, что этот день никогда не повторится, что именно такого дня уже больше никогда не будет, то очевидно, он проживет его как-то иначе.
Можно пойти на богослужение, а можно остаться в постели, потому что устал, не выспался, давление. Но Литургия именно этого дня уже не повторится никогда. Бог отпустил нам этот день, но сколько отпущено еще, не знает никто.
Наверное, нашим телезрителям будет интересно узнать, что в сутках 86 тысяч 400 секунд. Этот день закончится, и будет ли этот дар полезным, зависит от того, как ты прожил это время. Второго такого же дня не будет. Один из наших батюшек сказал, что когда мы читаем притчу о десятине, простые люди со средним достатком могут подумать: какая с меня десятина, если я прихожу в храм, подаю записки, ставлю свечки, что-то покупаю, но если еще обложить десятиной мою пенсию, это будет непосильно для бюджета. И люди думают, что это их не касается, но под десятиной можно составлять не только материальную составляющую, но и временную.
Бог дает 24 часа в сутки, как бесценный дар, и надо вернуть десятину обратно, наполнив ее содержанием. Что такое десятина? 2 часа 40 минут — то время, которое мы потратили на молитву, на добрые дела, для пользы собственной души и тех людей, которые находятся вместе с нами. Кто-то мудрый сказал, что если даже человек молчит целый день, но при этом собеседует в уме со всем миром или злится на него, то он не молчальник, но настоящий болтун. Если человек целые сутки говорит о Боге: или Богу о людях, или людям о Боге, он молчальник, потому что не сказал ни одного пустого, лишнего или праздного слова.
Что получается у нас? Вскользь 15 минут утром и 15 минут вечером. Каждый должен взглянуть на себя трезвым взглядом: отдаю ли я Богу десятину своего времени?
Существует мудрое высказывание, что завтра — это враг сегодня. Почему мы чего-то не делаем сегодня? Потому что думаем, что будет завтра и послезавтра.
Один из подвижников благочестия архиепископ Иоанн (Шаховской) говорил: Добродетель должна быть мгновенной. Задумал сделать доброе дело, делай его сегодня или даже сейчас. Как говорит апостол Павел: всякому разумеющему делать добро и не делающему грех есть. Пришла на сердце добрая мысль — это молния, которой тебя осветил Бог. Бог не лампочка или фонарь, которые будут вечно светить нам под ноги, но это молния, которая один раз осветила путь, показав его, и этого достаточно.
В акафисте Покрова Пресвятой Богородицы есть слова «Радуйся, мысль благу на сердце полагающая». Услышь эту мысль и поступи по ней, ведь она подсказана тебе самим Господом. Добродетель должна быть мгновенной. Прощение должно быть мгновенным. Молитва должна быть мгновенной. Не надо делать каких-либо предположений или ждать условий, Бог ведь не ставит никаких условий для нашего прощения. Прощение должно быть мгновенной, как и молитва. Захотел помолиться — помолись сейчас. Захотел доброе дело сделать — сделай сейчас. Поэтому завтра и есть враг сегодня. Как только просыпаемся, мы должны отдавать себе отчет, что это день — великий дар Божий, который больше не повторится, так вложи в него все.
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)