Что толкает бывшего митрополита Винницкого Симеона (Шостацкого) поливать грязью тех, с кем он сослужил 22 года?
Уходить можно по-разному. Можно хлопнуть дверью, ничего не объясняя. Можно сохранить теплые отношения, оставив по себе добрую память. А можно резко «изменить курс» и начать поливать грязью всех, с кем еще вчера был близок и кто тебе доверял. К сожалению, именно так ушел из Церкви митрополит Симеон (Шостацкий).
Просматривая интервью и высказывания бывшего правящего архиерея УПЦ за последние дни, думается: все эти слова не достойны не только архиерея, но и простого христианина.
Каждый человек делает свой выбор, и судья ему – один Бог. Митрополит Симеон сделал свой выбор, на который имеет право. Но зачем выливать ушаты лжи на тех, с кем еще вчера он причащался из одной Чаши и кого называл братьями? Это очень похоже на банальную попытку оправдать свое предательство и убедить в своей правоте собственную совесть.
Как правило, предатель больше всего ненавидит того, кого предал. Обманутый как бы мешает жить обманщику, и обманщик постепенно проникается злобой к обманутому.
К сожалению, в случае с ушедшим из Церкви Симеоном получается нечто подобное. Поведение бывшего архиерея УПЦ доказывает уже давно известную истину: оклеветать и очернить тех, кого ты обманул, – значит попытаться скрыть следы своего предательства. И чем гнуснее предательство, тем страшнее ложь.
Так клирик Константинополя или представитель УПЦ?
Вот телепрограмма «На часi». Гость в студии – «митрополит Винницкий и Барский ПЦУ» Симеон. Чем дальше продвигается беседа, тем больше возникает… мягко говоря, недоумения.
Владыка говорит, что на заседании Собора епископов УПЦ 13 ноября 2018 года в Киево-Печерской лавре многие епископы покривили душой, поставив подписи под документом, осуждающим действия Константинопольского патриархата в Украине. Оказывается, они просто «взяли под козырек» и выполнили волю Митрополита Онуфрия. Один только Симеон, видите ли, оказался честным и подпись не поставил.
Заметим, что сам «честный» владыка обманул свою паству. Он провел 20 ноября заседание Епархиального совета Винницкой епархии, на котором утвердил следующее положение: «Епархиальный совет констатировал, что постановление Собора епископов Украинской Православной Церкви, которое было принято 13 ноября 2018 года, является документом, обязательным к исполнению всеми епископами, клириками и мирянами Украинской Православной Церкви». Тем самым владыка, как Винницкий митрополит, подтвердил свою готовность исполнять постановление Собора УПЦ о неучастии в «объединительном Соборе».
Однако на «Собор» архиерей все же приехал…
Странный взгляд обнаруживает митрополит и в отношении своего статуса как участника «объединительного Собора». С одной стороны, он говорит, что это мероприятие стало возможным только благодаря участию в нем двух представителей УПЦ – его самого и митрополита Александра (Драбинко). Но в то же время владыка не скрывает, что за день до этого он перешел в клир Константинопольского патриархата. Получается, на «объединительном Соборе» он уже не мог представлять УПЦ.
Причем епископ признает также, что Фанар своим решением 11 октября 2018 года перевел все духовенство УПЦ в клир Константинопольской Церкви. Тогда зачем нужен был особый документ о переходе архиерея в КПЦ? И опять же, почему Симеон позиционировал себя епископом УПЦ на «объединительном Соборе»?
Что же это за двойные стандарты? Когда дело касается запрета в служении со стороны УПЦ, то владыка – клирик Константинополя. А на «Соборе» он же – представитель УПЦ. Вспоминается анекдот: «Ты в какого бога веруешь? – А в какого надо?»
Служение Богу или зомбирование?
Огорошил митрополит-ренегат и своими словами о том, что он на протяжении 22 лет своего служения в УПЦ… зомбировал людей! Оказывается, духовенство УПЦ только «зомбированием» масс и занимается – распространяет «русскомировские» идеи и проповедует «московщину», а не христианство.
Вот слова владыки из интервью порталу Depo.Вінниця: «Мы их так, можно сказать, зазомбировали «русскомирным», московщиной, что они верят: «Москва – это спасение, а остальное все – погибель». Так мы их учили, и в том числе и я, и я уже просил за это прощения у паствы».
Итак, 22 года своего служения епископ лгал своим пасомым. Но кто после этого поверит вам теперь, владыка, если вы так легко меняете свои убеждения – по одному только дуновению ветра перемен?
О том, в каких же таких наших храмах говорят подобные проповеди, владыка умолчал. Умолчал потому, что таких проповедей на самом деле нет. Да, в храмах УПЦ можно услышать слова о том, что мы состоим в духовном единстве с православными России и не можем по каким-то политическим причинам ненавидеть наших братьев по вере, потому что ненависть вообще противна духу христианской любви. Но высказывание владыки о проповеди каких-то мирских идеологий в храмах УПЦ – это просто неправда.
«Мы их так, можно сказать, зазомбировали «русскомирным», московщиной».
Митрополит Симеон (после перехода в раскол)
Еще цитата из недавних бесед владыки об УПЦ: «Вместо того, чтоб проповедовать Христа, постоянно вели полемику: кто каноничный, кто благодатный, кто правильный, а кто раскольник». Возможно, владыка Симеон удивится, но проблема раскола терзает Церковь всю историю ее существования. И очень многие святые Церкви – святители Иоанн Златоуст, Киприан Карфагенский, Игнатий Брянчанинов, священномученик Игнатий Богоносец и другие – оставили нам вполне конкретные указания о том, «кто каноничный, кто благодатный, кто правильный, а кто раскольник». И эти предупреждения о грехе раскола совсем не мешали отцам Церкви проповедовать Христа.
Парадоксально, но почему-то именно УПЦ, которая только тем и занимается, что насаждает верующим неправильные, по мнению владыки Симеона, тезисы, имеет больше всех паствы на территории Украины.
В связи с такими вот «обличительными» словами епископа возникает ассоциация из нашей мирской жизни. Когда кто-нибудь устраивается на новое место работы, его могут спросить, почему его уволили с прежней должности. Если он начнет обвинять предыдущий коллектив и начальство, то любому работодателю станет ясно, что перед ним – человек ненадежный. Коль на старой работе все были «неправы», кроме него, то, скорее всего, та же ситуация сложится и в новом коллективе. Угол зрения субъекта свидетельствует прежде всего о нем самом, а не о действительных качествах обсуждаемого объекта.
«Переходы» общин УПЦ в новую Церковь будут такими же «мирными», как в 90-е?
А вот и одно из самых поразительных высказываний владыки за последнее время. Его спрашивают, как будет происходить переход общин УПЦ в ПЦУ. Ответ: «Должно быть голосование всей общины. Священник может не поддержать ее решение. Но тогда будет так, как было в 90-х годах на Западной Украине, когда началось автокефальное движение и вышли из подполья греко-католики. И люди сказали священникам: «Отче, мы к вам хорошо относимся, но мы будем в автокефальной Церкви или греко-католиками, так что выбирайте, с нами ли вы. Если нет – просим оставить нас». Так было в трех больших епархиях: Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской, и подобный процесс, наверно, будет и тут».
Ответ по своему цинизму настолько «зашкаливает», что, как говорится, «слов нет». Так ли миролюбиво происходил «переход» православных общин на Западной Украине в начале 90-х? Как будто не было погромов православных храмов, избиения верующих и духовенства, изгнания священников из сел группами радикалов? Так значит, и сегодня ожидается нечто подобное? Неужели владыка прозрачно намекает на то, что и сегодня «переход» общин УПЦ в ПЦУ будет происходить точно так же?
Куда исчезла любовь в УПЦ?
Один из самых популярных тезисов «нынешнего» митрополита Симеона – что в УПЦ «нет любви» и что за него теперь молятся только бывшие представители УПЦ КП и УАПЦ. Нет любви, владыка? А каковы тогда мотивы поведения Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, который терпел экстравагантные поступки и Ваши, и митрополита Александра (Драбинко) до последнего, хотя прекрасно знал, что перед ним – потенциальные предатели? А как же призыв молиться о вас и вл. Александре из недавнего «Обращения Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашеству и верующим»? Там сказано: «Призываем всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, молиться за вразумление и возвращение в лоно Церкви упомянутых владык и других, кто уклонился в раскол. Наша Церковь, как любящая мать, с надеждой ждет их возвращения».
И когда вл. Симеон говорит, что в УПЦ он не нашел любви, и хладнокровно сообщает, что Киевский Митрополит Онуфрий, который по-отечески терпел его беззакония, уже не имеет статуса «Блаженнейший», – что тут сказать? Впору плакать о внезапно покинувшей человека христианской совести.
Владыка, кого-кого, но вас любили и жалели. И вы попрали эту любовь, отказались от нее. Вы ушли «на страну далечу», где вас вместо любви будут ждать политические интриги, лицемерие, борьба за деньги и церковную власть. И если у Блаженнейшего Онуфрия и его паствы Вы не нашли любви – куда же вы отправляетесь ее искать? К Михаилу Денисенко и его ставленнику?
«Призываем всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, молиться за вразумление и возвращение в лоно Церкви упомянутых владык и других, кто уклонился в раскол. Наша Церковь, как любящая Мать, с надеждой ждет их возвращения».
Из Обращения Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашеству и верующим
Каждый человек может совершить ошибку. Испытание медными трубами дано выдержать не всем. В светском мире популярна пословица: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». И слишком много указаний было на то, что владыка Симеон пошел на «объединительный Собор», поддавшись обещаниям Президента сделать его главой новой Церкви. Что ж, не получилось. Филарет оказался хитрее и опытнее (что и не удивительно).
Но Церковь – это не политика, это Тело Христово. И Бог принимает покаяние каждого, независимо от того, насколько высоко положение человека, совершившего ошибку. Владыка, тысячи людей молятся за вас и ждут вашего возвращения. Мы верим, что в вашей душе еще теплится свет веры и правды. Ведь вы всю жизнь посвятили служению Церкви. Так неужели итог этой жизни будет таким бесславным? Искренне желаем, чтобы ваш грех был покрыт покаянием, здравый разум восторжествовал, совесть проснулась и желание послужить Христу победило личные амбиции.
Дай Бог, чтобы вы когда-нибудь вновь сказали вашим прежним братьям и сослужителям: «Христос посреди нас!» И они, несомненно, с радостью ответят вам: «И есть, и будет!»
Источник