Странный, непонятный и удивительный для многих чин святости. Распространенный на Руси в XV–XVI веках. Зачем психически здоровый человек прикидывается умалишенным?
Зачем?
В свое время он был не просто известен – знаменит в столице. Недаром место его упокоения – Покровский собор на рву – никто не ассоциирует с официальным названием. Собор Василия Блаженного – яркий, узорчатый, он был призван напоминать о взятии Казани (а каждый из многочисленных престолов – о датах важных сражений этого похода), но увековечил им простого босоногого юродивого. Блаженного – счастливого значит.
Житие московского подвижника овеяно преданиями. Но сквозь этот легендарный узор проступают черты, общие для всех блаженных. Зачем же человек отказывается от разума – драгоценного дара Господня? Зачем ведет себя так, что вызывает в лучшем случае насмешки, а в худшем побои? Ответ прост: для борьбы с тщеславием, этой цепкой и липкой заразой души. Окутывает она душу мирского человека, гордящегося деньгами, положением в обществе, почетом. Но и душу христианина, монаха, гордящегося подвигами и добродетелями.
К Эвересту Божией истины
Юродивый принимает на себя и странную жизнь, и поношения, ей сопутствующие, чтобы максимально порвать с миром. Он стремится к Эвересту Божией истины, убегая от господства мирской полуправды. Его поступки подобны притчам, и сердцу христианина они способны многое рассказать.
Василий Блаженный, очистивший постом, молитвой, покаянием свое сердце, видел ангелов и бесов, стоящих у людских жилищ. У наблюдающих со стороны людей его действия вызывали недоумение, но в них была своя, духовная, логика. Блаженный кидал в дома праведников камни, отпугивая круживших вокруг бесов. А стены жилищ грешников он целовал, утешая ангелов, не имеющих возможности войти в место, где свершился грех. Люди, бывшие свидетелями этого, вдруг отчетливо понимали, насколько реален духовный мир.
«Дар пророчества приписывается почти всем юродивым. Прозрение духовных очей, высший разум и смысл являются наградой за попрание человеческого разума, подобно тому, как дар исцелений почти всегда связан с аскезой тела, с властью над материей собственной плоти», – пишет в своей замечательной книге «Святые Древней Руси» Георгий Петрович Федотов.
Василий Блаженный видит не только будущее, предсказывая пожары и бедствия (питие выливает в окошко, чтобы потушить далекий пожар в Новгороде), он прозирает тот самый высший духовный смысл. Золото, данное царем, юродивый отдает не нищим, а купцу в чистой одежде. Потому что знает – купец потерял все свое состояние и, голодая, не решается просить милостыню. Он разбивает чудотворный образ Божией Матери у Варварских ворот, на доске которого под святым изображением был нарисован нечистый.
Врага человеческого рода блаженный умеет раскрыть во всяком образе и всюду его преследует. Узнает его в нищем, обещавшем в награду за милостыню «привременное счастье». И тем самым обличая благочестивое корыстолюбие: «Собираеши счастьем христианские души, в сребролюбивый нрав уловляеши».
Видит блаженный и скрытый грех, неуврачеванные страсти, мешающие благим делам. Трижды рушится купол храма, который никак не может построить благочестивый купец. Почему? Наглядный ответ блаженный дает также в форме притчи – посылает в Киев, к собрату по подвигу. Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, он сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» – «Родную матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и все понял. Вернувшись в Москву, возвратил мать домой, принес покаяние и благополучно достроил храм.
Сила безвестных
Обличение сильных мира сего, столь любимое в советском кинематографе, – не цель подвига юродивого. По сути, для юродивого что царь, что бедняк – суть одно. Но от царя зависит больше, у него можно просить за обиженных и увещевать в неправде, чтобы уменьшить страдания людей. А значит, что и здесь предстоит послужить блаженному.
Василий Блаженный не раз обличает царя, да какого – Иоанна Грозного (умилительного только в фильме Гайдая, а в жизни внушавшего трепет сильным мира сего). Но делает он это с любовью. Кротко укоряет царя за то, что во время Литургии в храме мыслями был на Воробьевых горах, где строились царские палаты. Он не дожил до опричного террора Грозного, но можно не сомневаться – не побоялся бы и тогда сказать свое тихое, но настоящее слово.
«В эту эпоху осифлянская иерархия ослабевает в своем долге печалования за опальных и обличения неправды. Юродивые принимают на себя служение древних святителей и подвижников. Неправда, которая торжествует в мире и в государстве, требует коррективы христианской совести. И эта совесть выносит свой суд тем свободнее и авторитетнее, чем меньше она связана с миром, чем радикальнее отрицает мир», – пишет Георгий Петрович. Но в завершение все же стоит отметить: как не сложна была жизнь современников Василия Блаженного, правду Божию они готовы были услышать. Потому, наверное, и являл им Господь таких святых.