Отвечает протоиерей Владимир Долгих.
В нашем народе ходит немало различных суеверий, какие-то из них можно назвать «общепринятыми», а какие-то «местными». Мои личные знания о суевериях и граничащих с оккультизмом народных обычаях в ходе общения с людьми постоянно пополняются новыми сведениями.
Да, было время, когда я понятия не имел, что такое «четверговая соль», но, как оказалось, ее приготовление и использование носит довольно-таки распространенный характер. Поэтому стоит на этот счет сделать несколько замечаний.
Даже те, кто еще никогда не слышал о «четверговой соли», думаю, уже догадались, что её название как-то связано с Великим, или Страстным Четвергом. Просто другие «четверги» в календаре особо не выделяются, а тот факт, что Вознесение Господне всегда попадает на четверг, вылетает из головы даже у некоторых семинаристов.
Заготовка этой соли действительно производилась в Великий Четверг, но здесь, как и в других традициях, мы видим перенос (или, точнее сказать, искажение) глубоких христианских смыслов в плоскость чувственности, суеверия и магии. Сегодня несложно заметить, что многие люди в Страстной Четверг стараются убрать свои дома, сходить хорошенько попариться в баньку, т. е. заняться очищением чего угодно, но только не своей души. Хотя, даже если вспоминать о Христе только раз в году, да и то по прошествии покаянной Четыредесятницы, вряд ли это как-то существенно изменит сердце человека. Еще сотню-полторы лет назад «четверговая соль» нередко воспринималась как одно из неотъемлемых пасхальных яств. Русский писатель Сергей Аксаков в своей семейной хронике отмечал: «Привезли с собой петые пасхи, куличи, крутые яйца и четверговую соль. В зале был уже накрыт стол; мы все собрались туда и разговелись».
Если разговенье сдобной выпечкой, яйцами и прочими скоромными изделиями вполне понятно, то при чем здесь соль? Соль ведь постный продукт, и его вполне можно было бы употреблять и до Пасхи. Но нет, согласно русским крестьянским поверьям, благодаря которым и возникла данная традиция, «четверговая соль» обладает «целебными» и даже «магическими» свойствами. Ее заготавливали особым способом. Примерно с XII–XIII века в Великий Четверг обыкновенную каменную соль запекали несколько часов вместе с квасной гущей или ржаным хлебом. От этих манипуляций она меняла текстуру и приобретала характерный черный цвет. Затем эту соль несли в храм для освящения и даже клали под престол. Конечно, как же обойтись без «налета православности», ведь экстрасенсы и колдуны различных мастей для придания христианской «внешности» своей деятельности обставляют себя иконами и церковными свечами. Но в отношении этой вполне оккультной практики есть постановление Стоглавого Поместного Собора РПЦ 1551 года, который определил следующее: «Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении».
Теперь можно задаться вполне закономерным вопросом: при чем тут соль? Ни мука, ни помидоры, ни репа, ни семечки какие-нибудь, а именно соль? Все дело в том, что физические свойства соли наши предки, можно сказать, мистифицировали. Т. е. соль растворяется в пище, становится невидимой глазу, но при этом не только существенно меняет вкус продуктов, но еще и предотвращает их порчу. «Магия» в действии! Именно поэтому с довольно древних времен наши предки наделяли соль сверхъестественными свойствами и воспринимали ее как оберег.
Приведем примеры. На территории современной Украины крестьяне считали, что соли боятся злые духи, а во Владимирской губернии соль бросали в костер, так как она якобы отпугивала лешего. Это всякую заразу соль «отгоняет», а вот в делах любовных она вроде как даже помогает. Тут человеческая фантазия не знает границ. Кто-то же додумался провести «магическую» аналогию между солью и соленым человеческим потом. В Новгородской губернии существовала традиция, когда невесту приводили в баню, ждали, пока она хорошенько взмокнет, затем крестная мать брала мешочек с солью и обтирала им вспотевшее тело девушки. Видимо, родня невесты сомневалась в чувствах жениха, а потому, дабы их закрепить, из промокшего мешочка отжимали пот, которым поливали принесенный в баню пирог, и давали на съедение новоиспеченному супругу. Это не всё: у парня ведь еще и родственники есть, которые могут невзлюбить его невесту, а потому соль из мешочка девушка клала в щи и подавала дорогим свекру и свекрови и прочей родне жениха.
Подобных суеверий можно найти большое множество, но все они свидетельствуют о том, что наши предки действительно воспринимали соль как некое «магическое» вещество. Смех смехом, но и сегодня, пусть и не в таком выразительном виде, похожие суеверия продолжают жить в умах людей. Давайте просто вспомним, как мы сами или некоторые наши родственники пугались из-за рассыпанной соли, затем плевали и бросали щепотки соли через плечо, дабы нивелировать возможные негативные последствия от столь «небрежного» отношения с этим продуктом. «Четверговую соль» сегодня в храмы не приносят, во всяком случае, я об этом не слышал, но тем не менее популярность её не «умерла», как не «умерла» востребованность услуг всяких экстрасенсов, магов, провидцев и «бабок». Даже среди сознательных православных христиан встречаются сторонники заготовки и употребления «четверговой соли». Свою позицию они аргументируют тем, что это якобы один из атрибутов христианской мистики, отвергаемый вследствие оскудения веры в чудеса. Здесь прослеживается явное непонимание того, что такое подлинная христианская мистика. Это тема отдельного разговора, но она точно не имеет никакого отношения к употреблению соли в «магических» целях.
Напоследок нужно сказать, почему использование какой-либо магии, в любом ее проявлении, недопустимо для христиан. Магия – это попытка изменить обстоятельства или состояние своей жизни путем определенных манипуляций с окружающим материальным или духовным миром. Т. е. человек в таком случае сам меняться не желает, но, оставаясь при своих страстях и пороках, пусть даже не всегда осознанно, хочет навязать собственную волю Промыслу Божию. К примеру, в случае болезни можно прибегнуть к услугам врачей, при этом попытаться осмыслить духовные причины возникшего недуга и, в соответствии со сделанными выводами, преобразить свою жизнь, изменить отношения с близкими и Богом. А можно, надеясь на «сверхъестественные» свойства «четверговой соли», сыпать её в еду и прикладывать к больным местам. В первом варианте человек, смиряясь, прибегает к покаянию, во втором же – переполняясь самолюбием – требует незаслуженного чуда. И такое «чудо» ему может быть дано, но только его источником будет не благой и любящий Господь, а инфернальные силы, стремящиеся прельстить душу любым доступным способом. Здесь вполне уместно вспомнить слова свт. Иоанна Златоуста: «Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещаясь вылечить больной член, топят все спасение души».
Из всего сказанного, думаю, вывод очевиден: в христианской жизни использование «четверговой соли» недопустимо.