Смиряться или смирять?

Смирение — смирять или смиряться? Конечно, мы очень любим смирять! Одна из самых легко усваиваемых «наук» – наука смирять других.

Когда мы находимся на месте начальствующего, нам кажется, что мы чуть ли не души людей спасаем, когда орем на них, топчем ногами, смотрим на них с гневом и так далее. Так любит поступать священноначалие по отношению к клирикам, игумены монастырей по отношению к монахам и послушникам, мужья по отношению к женам, родители по отношению к детям. Почему-то люди считают, что это и есть наука, помогающая другому обрести смирение. Не ломающая человека, не оскорбляющая его, не лишающая его любви и надежды, не отнимающая сил идти дальше и с доверием внимать своим начальникам. У нас очень много господ и почти нет отцов. А Бог – Отец. И Он не учит никого смирять. Господь учит каждого из нас быть смиренным. И просит этому научиться у Него. И в евангельском повествовании, и в деяниях святых апостолов, которые были написаны Его учениками и повествуют нам о первых десятилетиях христианской Церкви, – мы не увидим ни одного примера, когда кто-нибудь из учеников или из людей, облеченных церковной властью, пытался учить через унижение, подавление, властный голос. Поэтому если мы хотим по-настоящему чему-то у Христа научиться, мы должны все время слышать эти слова: «Научитесь у Меня — потому что я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». У нас, к сожалению, часто бывает ровно наоборот. «Молись и кайся», – универсальный ответ на любую проблему.  Безусловно, надо и молиться, и каяться. Но надо понять, что стоит за фразой “Молись и кайся”. Каяться – это не значит регулярно ходить на исповеди с огромным количеством записанных на бумажке грехов. Слово “покаяние” —”покайтесь, и вы придете в Царство Небесное” — обращено к человечеству, к людям как некий импульс, как некое начало пути. Человек должен обратиться, раскаяться, поменять внутренний свой мир, и потом уже идти за Христом. Но он не должен нести за собой, как кандалы, груз этих вещей. Он должен нести в своем сердце дух сокрушения. Дух сокрушения – это не тяжесть грехов. Дух сокрушения – это дух самопознания, дух понимания величия Божественной любви, радость от того, что Бог тебя принимает таким, какой ты есть, а не каким хочешь выглядеть в глазах других. Если человек не боится постоянно жить в реальности самого себя, осознавая, кто он такой, зная свои недостатки, немощи, свои искажения в свете Христовой любви, — он всегда будет испытывать дух сокрушения, и это будет дух радостного сокрушения. И это будет дух понимания присутствия Божьего, который будет подвигать человека на радостную молитву. Как радостна молитва “Отче наш”! Что ни слово – то радость. “Отче наш!” – какая радость! “Да святится Имя Твое!” – какая радость! “Да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя!” – сплошная радость, сияние! Восторг, который дает человеку понимание, как Господь его любит, и как Он близко к нему. И как можно знать Его волю, как можно питаться Его хлебом, как можно быть прощенным Им! И как можно быть сохраненным Богом от лукавого и от всякого зла. Потому что человек находится в Его Царствии, в Его силе, в Его славе. Вот и все. Так что — молись и кайся, – но совсем с другим смыслом.  Протоиерей Алексий Уминский  ПОИСК РУБРИКИ Аборт (9) Азы Православия (147) Апологетика (22) Аскетика (35) Аудио (3) Библиотека (55) Борьба со страстями (45) Видео (60) Вопросы о Богослужении (63) Вопросы о духовной жизни (198) Интересное (194) Колонка Анатолия Баданова (28) Колонка Анны Литовской (4) Колонка Прасловой Ирины (5) Миссионеру (53) Новости (39) О Молитве (68) Ответы на вопросы (7) Паломнику (12) Разное (9) Святые (45) Семья (61) Социальное служение (13) Статьи (4) Толкование на Писание (20) Традиции и суеверия (14) РАДИО «ВЕРА» play

Информация взята из миссионерского православного портала — www.dishupravoslaviem.ru

Смиряться или смирять?: 0 комментариев

  1. За богослужением  архиепископ Антоний совершил священническую хиротонию протодиакона Андрея Романова. В архипастырском слове митрополит Павел поздравил духовенство и прихожан храма с престольным праздником, пожелав всем подражать вере и добродетелям святого  пророка Божия Илии: молитве, воздержанию, смирению.

Добавить комментарий