Репортаж с Афона — как США раскалывает православие по плану Бжезинского

В Грецию с визитом прибыл Сэмюел Браунбек, специальный посол США по вопросам международной религиозной свободы. Дипломат посетил священную гору Афон. Несмотря на кажущуюся отдаленность визита от Украины, он может оказать прямое влияние на наши внутриполитические и, более того, церковные события.

Посетит «мятежный» Афон

«Для меня честь приветствовать Сэма Браунбека в Греции, где он проведет встречи с различными религиозными сообществами Греции, а также посетит гору Афон, где подтвердит сильную поддержку США Его Святейшеству Патриарху, и его приверженность религиозным свободам и толерантности», — написал в Твиттере посол США в Греции, бывший посол в Украине Джеффри Пайетт.

Вместе с Браунбеком в Грецию прибыли представитель Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда Госдепа США Райли Барнс, атташе посольства США в Греции по религиозным вопросам Паулетта Уолш, политический советник по делам религии Холли Меткалф и, собственно, сам посол Пайетт. Во вторник они уже провели встречу с предстоятелем Элладской Православной Церкви архиепископом Афинским и всея Греции Иеронимом II. Греческое издание «Romfea» приводит официальные подробности: архиепископ Иероним поприветствовал г-на Браунбека и членов миссии, и они обсудили «различные вопросы, представляющие общий интерес, включая вопрос об украинской Церкви». А на среду делегация запланировала встречу с настоятелями афонских монастырей и гражданским губернатором Афона Костасом Димцасом.

Афон в списке локаций неслучаен: в преддверие Пасхи в публичном пространстве оказалось письмо, подписанное 12 афонскими старцами, адресованное Киноту. Кинот – совещательный орган Святой Горы, копии письма были разосланы в афонские монастыри.

«С большой скорбью и беспокойством мы узнаем о том, что происходит в Православной Церкви в целом по причине неканонического предоставления автокефалии раскольникам Украины без согласия канонической автономной Церкви во главе с митрополитом Онуфрием, — говорилось в письме. — РПЦ прервала общение с Экуменическим патриархатом, поскольку тот, несмотря на ясное запрещение священных канонов, самовольно предоставил автокефалию, вторгнувшись за пределы своих границ в чужую юрисдикцию».

«Главная тема – украинский раскол»

Официальные подробности от американских дипломатов скудны. «Узнал много нового об истории еврейской общины в Салониках, о прогрессе в ее новом Музее Холокоста от президента (общины, — «Вести») Дэвида Сальтиеля, выразив сильную поддержку США их усилий», — написал в Твиттере Браунбек по итогу первого дня. Однако понятно, что обсуждение Холокоста – не главная цель его визита в Грецию: местные обозреватели и сами иронизируют над такой «широкой палитрой» интересов религиозного посла США. «Смехотворна сама идея того, что в Греции присутствуют «различные религиозные сообщества» (так говорится в твите посла Пайетта — «Вести»), – отмечает историк, создатель сайта «Monomakhos.com» Джордж Михалопулос. – Главная тема, конечно, украинский раскол… Рождение этой секты (ПЦУ — «Вести») не шло по плану в том, что касается интересов США и Запада. Встреча Браунбека с Иеронимом состоялась из-за неспособности Фанара навязать свою волю православному миру. Желание, конечно, состоит в том, чтобы оказать давление на Церковь Греции, чтобы присоединиться к Фанару в признании ПЦУ».

Тут важно, кто представляет американскую позицию. Сам себя республиканец Браунбек называет «консервативным католиком». Он дважды был губернатором штата Канзас. Собственно, он и стоял у истоков должности, на которую его назначил Трамп — в 1998 году именно он лоббировал создание Комиссии США по Международной Религиозной Свободе. По украинскому вопросу его взгляды однозначны: сначала 10 сентября 2018-го, в ходе визита в Киев, а затем в феврале 2019 года он «поддержал свободный выбор украинцев» при «переходе в новосозданную структуру – ПЦУ». «Мы рады видеть его (патриарха Константинопольского — «Вести») действия, и считаем, что они должны выполняться», — заключил Браунбек.

Эксперты склонны видеть в нынешнем визите попытку давления на Элладскую церковь (хоть и не участницу древней пентархии, но все же весьма влиятельную, т.к. она прямо относится к греческому православию) со стороны американцев. «Для них нынешний визит весьма важен — ведь греческая церковь, как колыбель православия, для православного мира очень показательна и символична: если она дрогнет и признает ПЦУ, другие увидят, что эту структуру признавать можно, и что она — действительно православная церковь, — считает политолог Елена Дьяченко. — Именно непризнание Элладской церковью ПЦУ, и то, что она пошла вразрез с позицией Вселенского патриарха Варфоломея было одной из главных причин психологического невосприятия новой структуры мировым православием». По мнению эксперта, давить на Грецию будут, поскольку она является одним из слабейших членов НАТО и страной-должником.

Позицию же Украинской православной церкви выразил митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука: «Прискорбно, что чисто церковный вопрос продолжает оставаться заложником большой политики. К чему это привело в Украине, мы все прекрасно видим. Автокефалия… только усугубила ситуацию в религиозной сфере. Церковный раскол не урегулирован, а, наоборот, законсервирован на десятки, если не сотни, лет».

При этом, по наблюдениям митрополита, в ПЦУ перешло «менее 1%» общин УПЦ, что породило волну рейдерских захватов храмов. «Как итог — в украинском обществе, где изначально не было какой-либо значимой поддержки идеи автокефалии, возникли новые очаги конфликтов и напряжений», – констатирует представитель УПЦ.

Греческая «бомба»

«С создания ПЦУ прошло почти полгода, но за это время кроме, собственно, Константинополя, новую церковь никто больше так и не признал. А некоторые поместные церкви еще и заявили, что признавать ее не будут, – поясняет «Вестям» суть происходящего религиовед Алексей Смирнов. – Тем временем, благоприятный момент для создания этой церкви уходит: чем дальше, тем меньше у ПЦУ психологического преимущества, связанного с предоставлением томоса. И темпы перехода приходов в ПЦУ уже снизились. Коррективы внес и результат выборов президента: теперь неясно, будет ли у ПЦУ поддержка со стороны государства. Вот США и спешат, пока есть возможность, повлиять на позицию поместных церквей — тот же Браунбек еще в сентябре обещал «всячески содействовать» имплементации решения по ПЦУ. А Элладская церковь до сих пор не высказывалась официально по «украинскому вопросу» — вот к ней и приковано усиленное внимание.»

Стоит отметить, что отношение Элладской церкви к украинскому вопросу до последнего времени было действительно нейтральным — во всяком случае, со стороны иерархов не звучали ни слова поддержки новосозданной ПЦУ, ни откровенное порицание методов, коими действовали украинские власти, обеспечивая наполнение ПЦУ паствой и приходами. Архиерейский собор Элладской церкви не созывался, рассмотрение украинского вопроса затягивалось посредством создания разнообразных комиссий. Причины были прозаичными — по данным собеседников «Вестей», предстоятель Элладской церкви, архиепископ Иероним II понимал, что против признания ПЦУ выступит ряд архиереев, в частности, митрополиты Кифирский и Пирейский – обоих зовут Серафимами.

Однако 30 марта митрополит Навпактский Иерофей Влахос выступил с обращением к Священному Синоду Элладской церкви. В нем он изложил свое отношение к вопросу об автокефалии ПЦУ, оправдав позиции и притязания Вселенского патриархата на украинскую территорию.

«Элладская церковь не может отрицать решения Вселенского Патриархата… но должна принять сейчас это решение и пребывать в ожидании момента, когда сможет выразить общее мнение на голосовании, когда соберется Вселенский собор, — заключил  Влахос. — Неприятие же способа дарования томоса поставит под сомнение автокефалии восьми уже существующих Церквей, в т.ч. и Элладской».

Письмо тогда произвело эффект взорвавшейся бомбы, обнажив противоречия, существующие внутри самого греческого православия. «Ведь митрополит Иерофей засовывает голову в песок, закрывая глаза на чудовищный факт — автокефалия дается не канонической Церкви Украины, а двум раскольническим группировкам, которые не проявляют ни малейшего покаяния и желания вернуться в каноническую церковь к ее предстоятелю, митрополиту Онуфрию», — писал тогда Феодор Зиссис, профессор Богословской школы Университета Аристотеля в Салониках.

Но ларчик, как выяснилось, открывался гораздо проще. По данным Джорджа Михалопулоса, в сентябре 2018-го, пока Сэм Браунбек встречался с Петром Порошенко (заверяя того в поддержке плана по созданию ПЦУ), посол США в Греции Джеффри Пайетт также имел частную встречу с определяющими персонами в Православной Церкви Греции — в том числе, тем самым митрополитом Иерофеем Влахосом из Нафпакта и владыкой Ефремом, настоятелем Ватопедского монастыря на Афоне.

«Это могло бы объяснить недавнее и неуклюжее про-Константинопольское эссе Влахоса, которое потрясло многих в православном мире, — отмечает историк. — Его историческая и церковная неграмотность столь глубоки, что я рассматривал бы их в качестве «видео с заложниками» — как пропагандистские ролики, которые выпускали северные вьетнамцы, в которых американские военные говорили очевидную неправду об обращении с ними, но глазами моргали слово «пытка» азбукой Морзе».

Неформальный инструмент давления

Одновременно с визитом американских дипломатов в Грецию и на Священную Гору, по данным собеседников «Вестей», активизировались другие группы влияния на мировое православие — неофициальные. К таковой, по данным наших источников в церковных кругах, можно отнести отца Александра Карлуцоса, протопресвитера Американской Архиепископии Константинопольского патриархата.

«Именно он отвечает за взаимодействие между Госдепом и Вселенской патриархией, именно он обеспечивает финансирование последней за счет греческой американской диаспоры, а это в разы большие суммы, нежели те, что поступают в Константинополь «на местах» в Турции», — говорит наш собеседник.

Его слова подтверждаются публикациями на сайте «Катехон». Журналистка Жюстин Франгали пишет: «Отец Александр минимум с 90-х сосредоточил в своих руках управление финпотоками, идущими из США в Константинополь. Это львиная доля средств, на которые и живет Фанар. Что и превратило отца Александра в важнейшего человека в греческой православной Архиепископии Америки и дало ему беспрецедентный инструмент давления на священноначалие».

Об истинном влиянии Александра Карлуцоса говорит получение им в октябре 2018 года награды Афинагора в области прав человека — в прежние годы ее получали президенты США Джимми Картер и Джордж Буш-ст., мать Тереза, Михаил Горбачев и вице-президент США Джозеф Байден.

А местные СМИ приводят и такой эпизод: в мае 2007 года в США развернулся скандал с отстранением от служения священника Греческой православной церкви, преп. Николаса Катинаса (долгое время служил в Церкви Святой Троицы в Далласе). Решение зависело в том числе от архиепископа Америки Димитрия. «Но преподобный Эммануэль Матаксас, бывший одним из ближайших друзей архиепископа Димитрия десятилетиями, сказал, что тот на самом деле функционально – местный «смотритель». А на самом деле за Архиепархию отвечает преподобный Александр Карлуцос, глава Фонда веры Архиепископии и исполнительный советник Ордена Святого Андрея — Архонты Вселенского Патриархата. В том числе, потому что Вселенский Патриарх Варфоломей Константинопольский «делает все, что говорит ему отец Карлуцос», – писало в мае 2007 года американское издание The National Herald.

Идеи Бжезинского

По предположению наших собеседников, наличие связи между Карлуцосом и Браунбеком «исключать нельзя». Но на первый взгляд, она неочевидна. В американском издании Orthodox Observer за 2006 год «Вести» нашли лишь упоминание о письме в поддержку Константинопольского патриархата, подписанном 43 сенаторами (в т.ч., тогда еще сенатором от Канзаса — Сэмом Браунбеком). Инициатором письма был Орденом Св. Андрея в США. Карлуцоса в заметке цитируют, как «духовного советника Ордена». Однако многое становится понятно, если учесть, что в сентябре 2017 года сын Карлуцоса, Майкл, получил весьма высокое назначение – стал замначальника Протокола Госдепартамента США при президенте Трампе. Эта должность обязывает ко многому — в т.ч., ведению диалога с дипкорпусом (и специальными послами).

«Действия Америки, относящиеся к православным церквям Украины и России, вполне понятны. Збигнев Бжезинский, бывший советник президента Картера, утверждал, что «после победы над коммунизмом нам (Америке) нужен раскол православия и распад России…» Это старый план, и это давние цели, но что означают эти устремления для остального мира?» — писало издание Oriental Review в феврале 2019-го. «В общем-то, все и происходит так, как написал Збигнев Бжезинский о том, кто будет владеть Украиной и Евразией. Американцы никогда не оставят идею контроля над нашей страной — и тут они обустраивают плацдарм для противостояния с Россией», — заключила Елена Дьяченко.

Источник

Добавить комментарий