Встречаю пожилую прихожанку: «Рад Вас видеть. Что-то Вас давно не было…» — «Дак, полгода болела…» — «А что такое?» «Инсульт случился… прямо в храме». — «Как же так?..»
Женщина вздыхает и, поправляя выбившиеся из-под косынки волосы, рассказывает: «Пришла я на Родительскую субботу в церковь недалеко от дома, помолиться о своих покойничках. И так умилительно стало, когда запели, что я встала на колени. А тут батюшка настоятель как увидел, да как стал на меня: «Такая-сякая, старая, а глупая. Да ведь ещё на колени не становятся, ещё коленопреклонные молитвы не читали. Что же ты тут устраиваешь». И при всех, и при всех меня чихвостит. Ну, у меня давление подскочило, я тут и упала. “Скорая” от церкви увезла. И вот полгода лежала. Сейчас помаленьку выхожу». Я, поражённый, спрашиваю: «Это что за храм был?» — «Да ». «”А почему твоя внучка в храм не ходит?” — спрашивает меня батюшка в храме, в который мы ходим. “Ну, подросток она, как-то сопротивляется…” — “А я вот возьму и вычеркну её из своего молельного списка. Не буду молиться за неё, тогда попляшет”. Я, отец К., всю ночь проплакала. Что же делать?..» Я бы не стал приводить подобные истории. Но так как они происходили и будут происходить, хочу сказать об этом несколько слов. Друзья! Священники были и будут разные. Как разные все люди, так разные и священники. Они точно в такой же степени, как и все остальные люди, имеют свои человеческие недостатки, среди которых бывает: немудрость, грубость, невоспитанность, неделикатность. Но что делать? У Церкви нет других священников. Есть старинная христианская история про то, как женщина жаловалась на батюшек. Этот тем плох, этот другим. Ей явился Христос и сказал: «У Меня других пастырей НЕТ!» Хотим, чтобы пастырь был во всём прекрасен и идеален? Давайте воспитаем так своего сына и с детства направим его на путь священнического служения. Может быть, если он захочет идти по этому пути, нам удастся подарить миру прекрасного пастыря. Но пока будем довольствоваться тем, что имеем. И раз не явили миру в своём лице, в лице своих детей идеал, давайте терпимей отнесёмся к другим. «А семинарии… Ведь они учат быть хорошими священниками…» — заметите вы. Друзья, семинарии учат последовательности действий при совершении Крещения или Отпевания. А внутреннему состоянию души: благородству, мудрости, тактичности, доброте и проч. семинарии не учат, уверяю вас. Это закладывается в человека в семье, а потом воспитывается самодисциплиной и постоянной работой над собой. И не у всех священников есть хорошие стартовые условия (воспитание с детства), и не все потом обращают внимание на воспитание в себе этих качеств. Опыт моего общения с людьми показывает, что священники в массе всё же, несомненно, лучше, чем обычные мужчины их возраста. Это уже неплохо. Нам, конечно, хотелось бы идеала, чтобы все были на пятерку, но в реальности это трудноосуществимо. Мне больно слышать про священников, которые оскорбляют прихожан, обижают, про священников, которые жадны или ведут себя порочно. Всё же такие вещи иногда приходится слышать, но давайте, если мы не можем изменить священников, правильно сориентируем себя. Научимся понимать, что Таинства и священнодействия, которые совершает священник, от его личных достоинств не зависят, что, например, Причастие равноблагодатно в руках отца Иоанна Кронштадтского и самого распоследнего священника, сосланного за злоупотребление спиртным в монастырь на покаяние. Бог совершает Таинство, а не священник. Священник — лишь орудие в руках Божиих. Да, духовного совета, назидания мы от иного батюшки не получим, но ведь главное — это приобщение к благодати! А наставниками нам могут стать хорошие книги, сайты. Право, мы же не маленькие дети, чтобы обращать внимание на такие пустяки, что нам грубо ответила продавщица в свечном ларьке или сказал какую-то глупость священник. Да Бог им судья. Отнеситесь по-христиански, доброжелательно и спокойно. Да, вам хорошо, а нам, бедным… Говорю я так потому, что и сам знаю, что такое грубость и глупость наших церковных служителей. Я часто бываю в поездках. И везде я хожу в обычной мирской одежде. Захожу в храмы, общаюсь со священниками, служителями храма. Я практически никогда не представляюсь, чтобы не пользоваться привилегиями сана, поэтому я знаю, как невнимательно и грубо могут тебе ответить. Но я просто не обращаю на это внимание. Грустно, что священники, от которых мы ждём, что они будут иконой, высшим образцом человека, ведут себя недостойно. Но что же делать? Мы, во всяком случае, сами можем постараться стать образцом для других людей. Постарайтесь себя вести так, чтобы, глядя на нас, окружающие видели пример. Пример любви, мудрости, внимательности, отзывчивости, терпимости… всего того, что мы порой хотим увидеть, но не видим в наших священниках. P. S. По правде сказать, я колебался, писать ли эту заметку, но, посоветовавшись с женой, всё же решил, что написать надо. Это проблема. Для многих болезненная. И я не хотел бы делать вид, что проблемы нет, и в то же время я хотел сказать, донести, что проблемы как таковой я не вижу. Вопрос — в нашей собственной мудрости и терпимости к другим. Когда я написал этот очерк, я дал прочитать его жене. Она сказала, что почти со всем согласна, только нужно дописать вот что: «Ты, — говорит, — пишешь, что “мы же не маленькие дети, чтобы обращать внимание на такие пустяки, что нам грубо ответила продавщица в свечном ларьке или сказал какую-то глупость священник. Да Бог им судья…” Но проблема здесь глубже. Проблема в том, что священник (и всякий церковный персонал, вплоть до уборщиц и сторожей) считает себя хранителем и раздаятелем благодати. Приходит человек с открытым сердцем, распахнутой душою, а его не допускают к Чаше, унизительно контролируют длину юбки и делают другие обидные и оскорбительные замечания. То есть часто человек в наших храмах, по сути, не имеет прав. Вот что обидно». Согласен. Это обидно. Но я бы сказал вот что: если нас оттолкнули от Чаши, не допустили к исповеди… смиритесь и спокойно молитесь. И Господь, всё видящий и понимающий, подаст нам преизобильную благодать. А если озлобимся, лишимся внутреннего мира — откроем душу для бесов. Не только ничего не получим, но и потеряем то, что имели.